13.09.17. - Приглашаем на круглый стол по образованию

Опубликовано в группе Моральная инициатива.

15.09.17 в 11.00 в новостном центре Kharkiv today, Мироносицкая, 8 Альтернативный исполком проводит круглый стол по вопросам финансирования образования в Харькове. Ниже статья на тему круглого стола.

 

Наше понимание проблем финансирования деятельности харьковских школ,
открытости этого процесса

Мы, группа участников «Альтернативного исполкома», сосредоточившихся на вопросах образования в Харькове, хотим представить свое видение проблем образования, начиная с его финансирования. Прежде всего отметим, что мы не являемся специалистами в государственном и городском управлении образованием, большинство из нас знакомы с современными школами только как родители (дедушки, бабушки также) школьников. Мы общественники, которые заинтересованы в улучшении положения, которое, на наш взгляд, далеко от удовлетворительного. Упрощая, можно сказать, что данный материал – заказ озабоченных родителей. Думаем, что наши предложения особенно актуальны в связи с объявленной реформой образования.

Достаточно ли финансируются наши школы? На сайте городского совета указана цифра бюджетных ассигнований на нужды образования: 2 млрд 416,3 млн грн. Увеличение на 52,1% по сравнению с прошлым годом. Департамент образования представил нам немного другую цифру: 2 млд. 294 млн. грн. разница всего лишь (!) примерно в 100 млн. грн. Противоречие разъяснилось: Департамент предоставил данные на начало года, а не последние. Возможно ли результативное планирование при постоянном пересмотре цифр бюджета городским советом?
Приведены в ответе нам Департамента и бюджетные средства, выделенные самому Департаменту: 4 398,2 тыс. грн., и штатное расписание Департамента, по которому на оклады 21-му сотруднику положено 37,2 тыс. грн. Слеза прошибает от жалости: руководители Департамента получают меньше, чем полагается простому педагогу без квалификации (директор – оклад 2070 грн.) На что же расходуются остальные средства? Вопрос становится особенно уместным, когда узнаешь из ответа Департамента, что он не владеет информацией о распределении бюджетных средств между школами. Какими же тогда вопросами владеет, чем занимаются его сотрудники? Может, лучше освободить город и от 37 тыс. на оклады чиновников? Известно, что в Грузии упразднены все советские -оно. Не последовать ли примеру?

Что государственное и городское финансирование недостаточно, ясно из того всем известного факта, что на родителей школьников возлагается совсем не легкое бремя расходов на нужды школы. По нашим данным в одной из не худших школ в благотворительный фонд идет от родителей 150 гр в мес. (добровольно-принудительный метод в наших краях давно известен), еще есть тоже официальный фонд на дополнительные занятия – 380 грн. в мес. (нужны бы были дополнительные при хороших плановых?) и трудно учитываемые регулярные расходы: текущий ремонт, уборка класса, замена штор, покраска парт и пр.

Мы не лицемеры и понимаем, что помощь родителей необходима школе, если в бюджете, его государственной и городской частях, не хватает средств для покрытия всех необходимых расходов. Но уверены, что в этих вопросах необходима полная открытость, администрация школ должна проявлять уважение к родителям и школьникам. Открытость нужна и для предотвращения возможности коррупции, и пагубных для воспитания ситуаций, когда отношение учителя к ученику зависит от частных финансовых договоренностей с его родителями, от их финансовых возможностей. Поэтому мы предлагаем финансовые вопросы школы решать ее администрацией, учителями совместно с родительскими комитетами школы, полную информацию о внешнем и родительском финансировании размещать на сайте школы.

Во-первых, если величина бюджетного финансирования каждой школы будет на сайте, это внесет ясность в вопрос, нужна ли вообще родительская доплата, а если нужна, то в каком размере. Тем более, если тут же будут показаны необходимые, планируемые в этом году расходы: ремонт, приобретение инвентаря, учебников, проч. Именно родительскому собранию должен быть поручен сбор недостающих средств, только родительскому комитету должны быть известны вклады отдельных родителей. Насколько нам известно, именно так это происходит уже сейчас в некоторых школах.
Уже готовятся распоряжения (не знаю, на каком уровне) о необходимости ежегодного отчета школьной администрации о расходовании средств. По нашему пониманию это должны быть отчеты о выполнении школьной сметы, утвержденной к началу года. Должны быть указаны особые обстоятельства, помешавшие ее выполнению. Окончательный вывод об успешности (не успешности) финансовой деятельности школы в прошедшем году должен быть дан на совместном заседании администрации и родительского комитета.

Инициативная группа «Альтернативного исполкома» по образованию в своей работе столкнулась с нежеланием городского Департамента образования, администрации школ, отдельных учителей участвовать в открытом обсуждении школьных проблем, высказывать критику существующего их состояния. Не удивительно, в постсоветском обществе сильны еще традиции замалчивания язв общества, боязни наказания за критику, освещения действительности в розовых тонах. В системе образования эти явления получили название процентомании: докладывают только об успехах в процентном выражении. Так, в Департаменте образования нам сказали, что потребности дошкольного образования в Харькове (эта тема выходит за пределы данной статьи) обеспечены более чем на 99%, другими словами, менее одного процента малышей не смогли попасть в детские садики. Общение с родителями говорит нам о другом. По этим причинам мы обращаемся к родителям, работникам школ с предложением, сообщать нам об их реальных проблемах. Мы постараемся ознакомиться с положением в данных школах, организовать общественное обсуждение происходящего. В случае пожелания обратившегося анонимность будет обеспечена.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить